Московский университет и Академия художеств

Идеи Просвещения принесли свои плоды на русской почве. В 1755 году в Москве по замыслу Ломоносова и усилиями Ивана Шувалова был создан университет. Его открытие протекало торжественно и красочно. Эта процедура чрезвычайно важна для судьбы каждого университета. Торжественно объявляя о начале своей работы, университет тем самым входит в международное сообщество университетов, и диплом его признается наравне с дипломами других университетов. Открытие было невозможно, если у университета не было устава, если он не имел утвержденных государем привилегий. А они были необходимы: университет в прошлом – это целый закрытый мир со своими порядками, выборами, судом, системой наказаний. Только так, с помощью привилегий, универсанты могли защитить Московский университет и Академия художеств себя, свои научные занятия от вмешательства разных властей, в том числе духовных. А церковь очень не одобряла, например, работу студентов с трупами в прозекторской или наблюдения в астрономической обсерватории. Шувалов сумел преодолеть сопротивление различных бюрократических учреждений, он добился специального указа об университете, утвержденных государыней привилегий. Он получил для университета помещения в самом центре Москвы, утвердил его бюджет, штаты, организовал типографию и библиотеку. Шувалов стал первым куратором Московского университета, сам хлопотал о найме преподавателей, сидел над каталогами книг для его библиотеки, причем покупал их часто на свои деньги и слал в университет.

В стране не было средних учебных заведений, поэтому Московский университет и Академия художеств при университете была основана гимназия, которая готовила будущих студентов. Еще одна гимназия, ставшая в начале XIX века университетом, была открыта в Казани. Ее закончил Гавриил Державин. Очень быстро Московский университет зажил полноценной жизнью интеллектуального центра. В нем образовался круг просветительской интеллигенции, литераторов. Там же в конце 1750‑х годов возникла первая масонская ложа. Среди первых выпускников университета оказалось немало талантливых людей.

Здание Московского университета на Моховой.

Другим достижением елизаветинской эпохи стало образование в Петербурге в 1757 году Академии художеств. Инициатором создания этого высшего учебного учреждения, готовившего художников, скульпторов, графиков, архитекторов, выступил тот же Иван Шувалов. При составлении устава Академии были использованы уставы Московский университет и Академия художеств подобных учреждений на Западе. Шувалов, пользовавшийся известностью в развитых странах, сумел пригласить опытных преподавателей, которые сразу же начали работу с русскими учениками, отобранными по всей стране. У него было чутье на талантливых людей. В 1761 году он написал в Дворцовую канцелярию, что «находится при дворе Ее императорского величества истопник Федот Иванов сын Шубной, который своей работой в резьбе на кости и перламутре дает надежду, что со временем может быть искусным в своем художестве мастером». Поэтому Шувалов просит причислить дворцового истопника в Академию, «где надежно, что он время не напрасно и с лучшим успехом в своем искусстве проводить Московский университет и Академия художеств может». Шувалов не ошибся: благодаря его заботе Россия получила одного из своих выдающихся скульпторов – Федота Шубина, чьи скульптурные портреты людей екатерининского времени украшают залы музеев.



Уже первый выпуск Академии дал стране сразу несколько талантливейших мастеров: архитекторов Василия Баженова и Ивана Старова, гравера Евграфа Чемисова, скульпторов Федота Шубина и Федора Гордеева, художника Антона Лосенко. Без этих талантов немыслимо было развитие русского искусства последующих времен. Уехав за границу, Шувалов продолжал заботиться об Академии. Долгие годы он жил в Италии, и к нему приезжали на стажировку выпускники Академии. Шувалов посылал в Петербург слепки с античных статуй, чтобы студенты Академии могли учиться на Московский университет и Академия художеств выдающихся образцах. Академия получила в подарок от Шувалова и коллекцию из 101 картины выдающихся художников: Рубенса, Ван Дейка, Тинторетто, Веронезе, Пуссена, Рембрандта и других. Впоследствии эта коллекция стала основой всемирно известной коллекции живописи Государственного Эрмитажа.


documentapmlgjx.html
documentapmlnuf.html
documentapmlven.html
documentapmmcov.html
documentapmmjzd.html
Документ Московский университет и Академия художеств